Досточтимая. Часть 9
27 июля, 2021
АВТОР: Наталья Рубанова
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ
ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ
«Мастерская разума» досточтимой Робины Куртин
Запись и редактирование тезисов: Наталья Рубанова
«Вы спрашиваете, как бороться с ленью? Лень – это наше худшее преступление. Она коренится в нашей привязанности к зоне комфорта. Эта инерция очень мощная… [Прочтите о шести совершенствах в буддизме…]. Вы не хотите напрягаться, но “потом” не наступит никогда! А надо это сделать. “Это невозможно, я не могу этого достичь, я не способна”, говорите вы. Но это не так. Вы способы. Шаг за шагом. Вот Лама Сопа Ринпоче не спит никогда, кстати. Он считает, что сон – это некая отвратительная трата времени. Вообще же должен быть энтузиазм что-то делать. Всё надо делать постепенно, а энтузиазм придёт. Изучение “Ламрима” – это радостное усилие».
«Нельзя лениться! Это самое горчайшее воспоминание на смертном одре!»
«Проявлять внимание к нашим мыслям до того, как они выходят на поверхность – вот сущность буддийской практики… Мне нравится то, что я сама себя создала и являюсь хозяйкой своей судьбы. И это фундаментально для всего буддийского мира».
«Мы видим мир сквозь линзы наших аффектов и наших добродетелей… Медитация – очень токая техника, древние индуисты это знали. Мы в современном мире даже не имеем представления о тонком и тем более тончайшем уровнях ума! Медитировать по-тибетски осваивать».
«Индуисты 3000 лет назад начали изучать природу Я, как я уже говорила. Развили великолепные сложные техники. Смешно, что европейцы и русские гордятся Фрейдом, учению которого чуть больше ста лет…».
«Есть страдания – и есть их причины. Вы можете избавиться от причин страданий. И для этого есть 4 пути – четыре благородные истины».
«Наш ум пленён. Мы находимся в полном противоречии с реальностью. Схватываемся за себя, за Я, и за всё, что нас окружает. Шаматха – источник освобождения. Без неё нет возможности освободиться от сансары. Чтобы отсечь двойственное воззрение, мы должны овладеть техникой шаматхи. Отсечь эго. Не важно, христианин вы или буддист. Исключений нет! Также, чтобы освободиться от двойственности, надо развить особое прозрение – випашьяну. Это великие вещи. Прилагайте усилия, и вы выйдете за пределы чувственного и концептуального сознания, вы прикоснётесь к настоящей Реальности, вам легко будет отойти от мира пяти чувственных объектов… Будда даёт нам индуистскую методику освобождения».
«Отбросив своё грубое сознание, закрыв двери объектам пяти чувств, по мере усиления концентрации вы достигнете тонких слоёв ума. Вы сможете сосчитать все атомы во Вселенной, ваш ум сможет проникать везде. Вы будете испытывать вибрации [истинного] счастья. Это – следующее царство, Другое Измерение».
«Будда говорит, что каждое существо заслуживает нашего сострадания. Надо понять эту логику. Итак, у страдания две причины. 1) Страдание страдания: собаку пинают, жену бьют, вы получили удар в нос – в общем, что-то плохое в миру. Это базовое страдание. 2) Истинная причина моего страдания находится во мне: вы принимаете на себя ответственность за свою карму. [Некого винить]».
«Надо прекратить сквернословить. Прекратить воровать. Прекратить лгать. Прекратить вредить другим! Вредить другим – это худший уровень нашего ума… Отрекитесь он неблагих деяний. Примите обеты мирянина, [еcли можете]. Необходимо контролировать слуг нашего ума – тело и речь. Все буддийские рекомендации даются для того, чтобы превратить вас в великолепного человека».
«Будда говорит: я привёл себя в эту жизнь своими качествами. Это очень мощная идея».
«Каждое существо испытывает [от кого-то] вред. Это опыт, подобный причине. Другие относятся к нам так, как мы поступали с ними в прошлом. У бодхисаттв есть невероятное сострадание к другим живым существам. В этом нет ничего сентиментального… Но в любом случае стоит держаться подальше от питонов, которые готовы вас сожрать!»
«У тибетцев есть сострадание к их мучителям, так как “они будут мучиться за нас в будущем, а мы терпим их за своё прошлое”».
«Понятие “свобода воли” придумано христианами, они говорят, что Бог дал им свободу выбора между плохим и хорошим, [если упростить]. А ведь это бессмысленное понятие… Мы не говорим, что у нас совсем нет свободы воли, но ведь она предполагает независимость! Всё, что мы делаем, мы делаем фактически инстинктивно. Свобода воли – это звучит как шутка. Это слишком экстремально, слишком абсолютно. Мы каждый день силой своего ума направляем себя, да. [Или нет]».
«Используйте деньги во благо и практикуйте непривязанность. Если вы действительно будете практиковать, то еда сама придёт к вам, как говорят йогины. Обращайтесь с деньгами с максимальным уважением и никого не обманывайте. Платите налоги. Я знаю, у русских с этим проблема… Вы просто так скачиваете фильмы – и это тоже воровство… Очень важно быть нравственно честным и чистым. Да, правительство может быть сколь угодно коррумпированным, но это не важно. Вы должны понимать, что делаете лично вы. [Для себя]».
«Надо приструнить своё поведение, чтобы избежать привязанностей. Нельзя фанатично определять себя как “плотник” или “музыкант”… и так далее. Обозначение раздуто, вызывает привязанность, человек становится фанатиком. Лучше не иметь никакого секса, лучше оставить “секс, драгз, рок-н-ролл”. Быть пойманными в ловушки нашей идентичности и есть страдание: именно в этом дело, а не в том, “геи” мы или “лесби”».
«Надо быть сумасшедшим, чтобы не делать буддийские практики очищения каждый день! Просто сумасшедшим! Практика очищения – это атомная бомба для аффектов. Здесь нет никакого суеверия. Это логика – и карма».
«Буддизм является моей базой [и опорой] для того, чтобы жить. Доктор Будда даёт нам метод, как жить. Наш ум – это маленький глупый ребёнок, постоянно думающий какие-то сумасшедшие мысли, а мы считаем, будто мы очень умны».
«Сострадание к себе: вы просто не хотите страдать в будущем, ибо это страдание созреет как “моё страдание в будущем”, а я этого не хочу».
«Сострадание к другим: в прошлых жизнях мы много чего натворили… Надо испытать сострадание ко всем, кого мы пытали, убивали, предавали и прочая. Очищение состоит в том, чтобы менять свой ум, перепрограммировать его: это психология. Будда не очищает – это вы сами очищаетесь, используя его образ. Семена можно и посеять, и искоренить – и это начальная школа. Это базовая работа, обладающая огромной мощью. Мы сами создали все причины, от которых сейчас страдаем. Каждый день надо создавать намерение. Например: “Я никогда больше не буду пить алкоголь!” Принять обет хотя бы на год. Не лениться. Быть честным и искренним с собой».
«На протяжении эонов мы впитывали аффекты и уже в утробу матери пришли с ними… Мы погрязли в аффектах, и потому перевоплощаемся вновь и вновь, и вновь, и вновь! Будда открыл, как хороший учёный: неведение является коренным аффектом – это схватывание своего невротичного Я, схватывание за то, что невротичное Я хочет каждую секунду, но не получает и страдает. Випашьяна и шаматха дают нам лазерный фокус для исследования нашего ума. Мы можем носить эти прекрасные буддийские одежды, простираться, читать мантры, но: если вы не ослабите свои аффекты и не усилите добродетели, то все ваши техники – это мусор».
«Опыт Будды – как и у Эйнштейна – это именно опыт. Он увидел это состояние, дал методологию, определил цели – им можно следовать, дважды два. Итак, достичь более тонких слоёв ума. На тончайших уровнях вы избавитесь от хаоса».
«Есть два способа медитации – и тысячи техник. Первый способ медитации – вы затачиваете нож. Второй – вы используете этот нож».
«Если вы хотите стать теннисистом Уимблдона, вы будете тренироваться семь дней в неделю. То же самое в буддизме. Карма – это самопорождение. Мы сами творим себя».
«Мы часто не думаем о мощи нашей речи, и это нам очень вредит. Лучше хранить молчание, а говорить только благое. Например, плохо говоря о тех же политиках, мы очень вредим себе: и никто этого не понимает».
«Искать чьего-то одобрения – это просто смешно. Меньше беспокойтесь о том, что думают о вас другие люди. Не надо оправдывать ожиданий других людей о нас. Есть несколько сожалений умирающих – и самое страшное сожаление вот какое: они не следовали своему сердцу, а делали то, чего от них ждали другие… Они думали, что [эти “другие”] их осудят! Мы боимся делать выбор и расстраивать других людей. Зря! Перестаньте стремиться нравиться. Научитесь не зависеть от оценок других. Так мы станем мощными, сильными».
«Вы будете Буддой, если вы взяли обеты и каждый день выполняете практику очищения. Я не шучу. Это психологический процесс, не религия».
«Вы не можете просить Будду о прощении – вы же не можете просить Доктора, чтобы он простил вас за то, что вы едите сахар и просите, чтобы у вас не было диабета!»
«В современной культуре сексуальность неуправляема, и это [ещё один] источник страданий для многих людей… Невротическую жажду люди путают с любовью. Нужда в ком-то или в чём-то, ожидания – вот причина всей нашей боли. Если ваше окружение ядовито, изучите свои прошлые деяния».
«Будда – это пробуждённый ум. Каждый может этого достичь. Будда из сострадания проявляется в телах – например, в теле Далай-ламы. Но Будда выбрал проявление в человеческом деле Далай-ламы, так как мы не можем общаться с Буддой на тонких планах, а с Далай-ламой XIV – можем… Тонкий ум Будды – тоньше, чем тот, который изучает нейробиология».
«Христиане, ничего не объясняя, говорят: вот есть душа, вот есть Творец. И вы это принимаете на веру – или нет. То есть существует некий бог, и он вам говорит, что вы должны – бездоказательно – принять на веру то-то и то-то…. То есть это вообще невозможно, потому что мы не должны верить просто так во что-то, о чём нам говорят. Мы должны понять, осознать, что это достоверно».
«Буддийский подход – научный подход. Вы можете взять три точки зрения, исследовать их. Доказать самим себе, что это правда – вот и смысл. Христиан это шокирует. Но это ключевая идея буддизма. Мы должны принять слова Будды в качестве рабочей гипотезы, а не кивать и соглашаться, не проверив: да, я согласен… это просто интеллектуальная лень. Нам нужно доказать себе его слова. И вот вы приступаете. Но чтобы доказать, что e = mc2, надо начать с базовых понятий 1 + 1 = 2, а не просто принять на веру, надо читать Эйнштейна. То же самое в буддизме. Кто такой Будда? Вам надо всё проверить. Практикующие буддизм всё проверяли веками».
«Не Бог создал эту Вселенную и управляет этим шоу: мы управляем этим шоу, поэтому и изучаем законы Вселенной, чтобы гармонировать с ними. Если вы хотите играть на пианино, вы же не прыгаете на пианино? Сначала – теория. Или математика: вы не можете просто так написать сразу правильные цифры, решить задачу. Нужна теория. Я уже говорила об этом – и в буддизме то же самое».
«Чистые Земли. Чистая Земля Будды Амитабхи. Чистая Земля Сукхавати [в буддизме Махаяны]… Единственная земля, где могут рождаться обычные люди с аффектами. Вы рождаетесь там в тонком теле света. Вам не нужно там ничто земное – ни ватерклозет, ни бойфренд…»
«Если вы хотите стать лучшим теннисистом, как Федерер, то вам придётся упорно тренироваться. Если вы хотите стать лучшим концертным пианистом, вам придётся долго-долго заниматься за роялем… Окей, если вы хотите стать Буддой в этой жизни, вам надо бросить всё и уйти в горы, практиковать день и ночь. Избавиться как можно скорее от аффектов. Да: бросить всё, сбежать в Гималаи, принять монашество».
«Цель – получить доступ к своему тонкому уму и обогатить его. Понять, как думать, чтобы стать Буддой… А Будда Шакьямуни выглядел, как мы. Если б он шёл с нами, мы бы его не узнали».
«Надо отказаться от того, чтобы иметь только приятные вещи и не иметь неприятных. Надо не обращать внимания на то, что думают о тебе другие. Главное продолжать играть в свой теннис!»
«Настоящее доказательство практики в том, что мы становимся простыми, добрыми, лёгкими. Надо научиться радикально менять своё сознание».
«Не надо ничего ждать. Сейчас начните медитировать на Пустоте – даже со своим грубым умом. Начните с того места, где вы находитесь. Западная психотерапия многое взяла из восточных практик, так как они работают».
«Надо всё структурировать через “Ламрим”: все его учения приводят к Пустоте. Это тончайший уровень, самый продвинутый. Это подводит нас к познанию Высшего Пути, в котором существуют вещи. Пустота не есть ничто: это нигилизм и абсолютно ошибочная интерпретация Пустоты».
«Если убрать всю религиозную упаковку, то буддизм – это ум. А наш ум – наш, и только! Он не от творца и не от родителей, я не раз это повторяла».
«Неведение и зацикленность на себе – наши коренные аффекты. Глупо цепляться за Я! Это порочное схватывание. Никто и ничто не обладает самосущным существованием, а мы упорно считаем, что обладает… И потому Пустоту так трудно постичь. И мы верим в это целые эоны, несколько эонов… Это источник всех привязанностей, всех драм, всех страданий, всех нижних царств. Это очень глубоко проникло в наш ум».
«Нам нужно оставаться стабильными. У нас нет никакого выбора. Нам нужно просто оставаться… Ум – это зеркало, а мозг – только физический диктатор того, что происходит в вашем уме. Изучайте нейробиологию и постоянно присутствуйте в настоящем моменте».
«Вам необходимо мужество. Займитесь собой и исправьте то, что нужно исправить в вашем уме. Это возможно! Вы всегда можете измениться».
«Да, я ещё испытываю определённую привязанность к своему телу и меня волнует то, как я побрила свою голову. И всё же… Забудьте о моей лысой голове и моих одеяниях буддиста в двадцать первом веке. Самое главное – ум».
«Никогда не сдавайтесь! Никогда не поддавайтесь отчаянию. Люблю вас».
***